Родной город Саши — Ростов-на-Дону. Папа был инженером, мама в театральной студии работала режиссёром-постановщиком детских спектаклей. У мальчика был свободолюбивый и достаточно непростой характер. После развода родителей в 1960-ом он сначала жил с мамой, но позже ушёл к отцу. После восьмого класса Александр решил стать сварщиком, уехал в Днепропетровск и там поступил в техникум. Очень скоро он вернулся назад, так как понял, что эта профессия его совершенно не интересует.

Далее Саша стал одним из студентов театрального училища, однако из-за вспыльчивого характера и ссоры с режиссёром, перешёл на курс М. Бушнова. Тот смог совладать с будущим актёром, так как видел в нём неординарную личность. По его воспоминаниям, за всё время обучения с Александром у них не было ссор. Это училище Саша окончил в 1965-ом.

Актер Александр Кайдановский известен как Сталкер

Полученное образование ему казалось недостаточным, поэтому он поехал в столицу, чтобы поступить во МХАТ, но проучился там не более месяца. Снова характер помешал ему задержаться на одном месте, он перевёлся в училище имени Щукина, попав на курс Б. Захавы.

Ещё на втором курсе Александр на сцене сыграл роль Гамлета, причём блестяще справился с ней. С одной стороны, его трактовка роли понравилась не всем критикам, но с другой, в студенте был виден талант, интеллектуальность игры.

В том же 1967-ом Саша дебютировал в кино. Кинофильм назывался «Таинственная стена». Его роль была незначительной. Актёр появился там в образе научного сотрудника. Вскоре он снялся у Александра Зархи. Это была роль Жюли Ландо в кинофильме «Анна Каренина». Ещё через год молодого актёра можно было видеть в «Первой любви», где он появился в небольшой роли.

Александр Кайдановский

Получив диплом, Александр устроился в театр Вахтангова. Планировалось, что ему отдадут роль князя Мышкина, которую в то время играл Николай Гриценко. В общем-то, его для этого и приняли в труппу. Однако Гриценко вовсе не собирался прощаться с этой ролью и делал всё, что только от него зависело, чтобы Мышкин остался «при нём». В результате, Кайдановскому доставались лишь небольшие, ничего не значащие роли, часто без слов. Почти три года актёр надеялся на какие-то изменения, но напрасно. Он просто уволился и перешёл во МХАТ, какое-то время играл в постановках Театра на Малой Бронной. В тот период роли в кино предлагали редко, да и те были совсем незначительными.

В 1973-ем году, когда многим казалось, что из него ничего не получится, что возможно, ему стоит сменить профессию, актёр ушёл в армию. Службу он проходил при «Мосфильме» в кавалерийском полку. Именно тогда-то его и пригласили на роль поручика Лемке в «Своём среди чужих, чужом среди своих».Совершенно неповторимым получился созданный им образ. Позже многие режиссёры пытались повторить его в своих работах.
В семидесятых Александра начали чаще снимать. Тогда он сыграл в кинокартинах «Золотая речка», «Мой дело», «Пропавшая экспедиция», «Жизнь Бетховена» и др.

Отдельно надо сказать о кинофильме «Сталкер», который снял Андрей Тарковский. Он не ошибся, пригласив на главную роль Кайдановского. Он сумел создать многогранный образ героя. Зритель, словно заворожённый, следил за игрой актёра. Невозможно было оторваться от экрана, создавалось впечатление, что от него исходит некий магнетизм. Именно о нём как об актёре говорили «необъяснимый», «неземной», «сложный».

После роли в «Сталкере», в актёре произошли немалые изменения, он почувствовал, что сам мог бы снимать, что у него есть, что сказать зрителю. На исполняемые им самим роли он начал смотреть как режиссёр.

Богатырёв и Кайдановский

Высшие режиссёрские курсы стали местом, где Кайдановский решил обучаться. Его руководителем должен был стать Тарковский, однако тот уехал на съёмки за рубеж и остался там. В результате его учителем стал С. Соловьёв.
Став режиссёром, он не мог снимать по чужим сценариям. Для него было важно пережить самому снимаемую историю, пропустить через себя, прочувствовать, поэтому сценарии писались им самим.

Кинофильм «Простая смерть» был его выпускной работой. Современные критики отзываются о картине, как об аскетичной и красивой, пронизанной мистикой. Однако в то время «Простую смерть» пришлось отстаивать, так как фильм обвинили в «чрезмерном физиологизме». Это был 1985-ый год, шли горбачёвские времена, скорее всего, только поэтому картину и одобрили. На кинофестивале в Испании она получила приз. Вскоре Кайдановский выпустил кинокартины «Жена керосинщика» и «Гость».
Александр Леонидович не только снимал, он и снимался. В те годы он появился в картине «Десять негритят», «Дыхание дьявола», «Ноябрь».

Последние десять лет режиссёр практически не снимал, считая девяностые годы – временем «дурного» кино. Он предпочитал совсем не снимать, чем снимать плохие фильмы. Александр Леонидович писал пьесы и сценарии, на Высших курсах вёл сценарную мастерскую, ставил спектакли.

«Восхождение к Эрхарду» — кинокартина, которую он не успел закончить.

В возрасте сорока девяти лет актёр умер. У него один за другим произошли инфаркты, последним стал третий инфаркт. Это произошло в Москве, в его квартире.

Кайдановский впервые женился ещё в Ростове. Его женой была Ирина Бычкова. Они прожили девять нелёгких лет. В браке родилась дочь Дарья.

Евгения Симонова стала второй женой актёра, она тоже была актрисой. Этот брак продержался пять лет. У них появилась дочь Зоя, которая, как и её родители стала актрисой.

Актер Александр Кайдановский был женат четыре раза

Наталия Судакова была третьей женой актёра. У них есть совместный сын Андрей.

За несколько дней до смерти состоялась четвёртая по счёту свадьба актёра, его избранницей оказалась начинающая актриса Инна Пиварс, которой было всего двадцать три года.

В 1998-ом вышел фильм, рассказывающий о творчестве Кайдановского. Его название — «Сны Сталкера». В скором времени после этого о нём было снято немало фильмов и передач.
Леонид Филатов, который много лет дружил с Кайдановским, снял о нём одну из глав цикла «Чтобы помнили».
Актёр прекрасно рисовал, сохранились его автопортреты. Он сочинял песни, исполняя их под гитару.

Незадолго до смерти Кайдановский получил отдельную квартиру. До этого он много лет жил в коммунальной квартире.

В 1995-ом Кайдановский был в жюри кинофестиваля, проводимого в Каннах. Вместе с ним членами жюри были Клин Иствуд и Катрин Денев.

Источник: uznayvse.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ